Журналисты «34 канала» рассказали, как развивалась экономика Днепропетровщины

22.12.2014, 11:41
Журналисты «34 канала» рассказали, как развивалась экономика Днепропетровщины - фото 1

История возникновения заводов и предприятий

Телепрограмма «В дороге. Дневник» предлагает восстановить экономическую историю Днепропетровщины. Казалось бы, что интересного в деньгах и цифрах, но за ними скрываются персоналии, легендарные открытия, заводы и предприятия, о которых мы знаем и сегодня.

Привлекательной для иностранных капиталов оказалась Екатеринославская губерния. В 19 веке она развивалась как на дрожжах. Современная экономика бывших территорий Екатеринославской губернии - Днепропетровской, Луганской и Донецкой областенй развивается благодаря тому, что заложили еще в 19 веке. Хотя об этом не принято говорить.

История сотрудничества с иностранцами начинается в 1860-х годах, когда на территории Российской империи почти не было железных дорог. Железнодорожные рельсы доставляли из Англии, что делало строительство очень дорогим. Поэтому царское правительство задумывает возвести свои металлургические заводы. По приглашению Империи приезжает англичанин Джон Юз. Он рассматривал возможности построения на Донбассе металлургического предприятия.  Оборудование везли на пароходах, а затем доставляли на волах. Очень скоро вокруг нового завода разросся целый город, который назовут Юзовка. Сейчас это Донецк.

Именно здесь в 1872-м году был построен первый металлургический завод каменно-рельсового и угольного производства. Вместе с оборудованием Джон Юз привёз сюда и 70 инженеров, которые обучили местных рабочих. Фактически он был единственным, кто поставлял рельсы и всё, что нужно для железнодорожного строительства на юге Российской империи.

Одну за другой объединяли железные дороги Донецк, Харьков, Азов, Севастополь. Но все дороги обходили Екатеринослав. Днепр - был большим препятствием на пути к развитию города.

Изменил ход истории Екатеринослава человек по имени Александр Поль. В 1866 году он нашел интересный минерал и отправил его на экспертизу в Харьков. Оказалось, что минерал содержит 70% железа.

15 лет Поль стучал в разные двери, пытаясь убедить, что руда откроет перед губернией новые возможности. Историки предполагают, что помог Александру Николаевичу Николай Авдаков. С его подачи Александр Поль едет во Францию. В Париже в 1880 году создают общество железных руд Кривого Рога. Только после бешеного успеха железного предприятия ставят вопрос о сплочении с Екатеринославом.

Первый мост в Екатеринославе построили в 1884 году, в том же году была открыта и Екатерининская железная дорога. С тех пор - жизнь забурлила.

С 1884 года в Екатеринославе начинается индустриальный бум. Наряду с угольной промышленностью развивается и металлургическая. В 1887 году, к столетию города, открывается Александровский завод Брянского акционерного общества - нам известен он как завод имени Петровского.

Еще один город, точно так же, как и Юзовка, разросся вокруг нового завода. Поселок Каменское совсем скоро стал известен как город Днепродзержинск. 

В период с 1887 до 1900 года на территории Екатеринославщины построили 18 заводов.

Енакиево, Горловка, Краматорск, Стаханов, Славянск – вы, конечно, слышали или даже посещали эти города. Представьте - сотню лет назад они были известны на весь мир, а на бирже акции, связанные с этими городами, вызвали ажиотаж.

В 1900-х годах начался экономический кризис, в 1910-х строили новые предприятия, работали они и во время Первой мировой, с приходом большевиков европейские предприятия перестали быть европейскими. Их национализировали, а истории создания заводов как будто никогда и не было.

История европейского капитала и нашего края еще не написана. Многие факты и документы навсегда утеряны. Но ученые продолжают работать, чтобы сохранить те достижения, которые мы имеем.

РЕКОМЕНДУЕМ