Высокая зарплата или штрафы и сверхурочная работа: как работают украинские дальнобойщики в Литве?

03.10.2018, 15:16

И какая специфика работы дальнобойщика?

С одной стороны — обещанная высокая зарплата, с другой — надуманные штрафы, сверхурочная работа и нелегальные поборы. Такая специфика работы дальнобойщика в Литве, на эту специальность чаще всего трудоустраиваются украинские работники.

Об этом сообщают Детали на 34 канале.

Виктор Заквасов — из Запорожья. Он — один из тысячи украинцев, работающих водителями грузовиков в Литве. На интервью соглашается, но просит не называть компании-работодателя. Откровенно признается, навсегда оставаться в этой стране не планирует, и рассказывает как оно — быть дальнобойщиком в Литве.

Утверждает — в основном водителей фур трудоустраивают официально. Хотя это вовсе не гарантирует полной выплаты зарплаты. Виной тому — надуманные штрафы. Из-за них Виктор уже не получил более 250 евро. Так вот, его оштрафовали за якобы "перерасход горючего". Взымаются и большие суммы, и даже тогда, когда страховка груза должна была покрыть ущерб.

"Поврежденный груз. Если даже водитель не повредил его, а повредили на погрузке, могут оштрафовать на 150 - 200 евро. Все зависит от стоимости груза. Если ты везешь какую-то дорогую парфюмерию или аппарат, трансформатор – то это может быть и до 1000 евро выходить", - рассказывает дальнобойщик Виктор Заквасов. 

Надуманные штрафы, как правило, выписывают водителям, нелояльным к работодателю. Скажем, тем, кто не хочет работать сверхурочно. Даже для Европы это — обычное дело, когда дальнобойщик вынужден выключать тахометр - устройство, которое фиксирует, сколько времени водитель ведет машину.

"Пусть даже по режиму "отдыха-труда" у тебя закончилось время и ты должен встать на паузу, шеф звонит и говорит, что вот нужно ехать. Вот мы оплачиваем штраф твой. Но нужно понимать, какие из этого вытекают последствия, сбитый человек или попал в аварию – никто за тебя не заплатит и никому ты нужен будешь", - дополняет дальнобойщик Виктор Заквасов. 

Доходит до того, что из-за переутомления украинские водители фур умирают прямо на работе — говорят нам в профсоюзах.

"Уже десятки случаев нам известных, когда украинец при работе ночью, без отдыха, без гостинцы – он умирает на работе и даже наша инспекция труда говорит – это смерть на работе, она должна регистрироваться в Украине, мы не будем регистрировать такие смерти", - говорит глава профсоюза литовских перевозчиков Петрас Греблиаускас. 

Одна из причин, почему дальнобойщики вынуждены перерабатывать — работодатели хотят платить им не по часам — как требует европейское законодательство, а за километраж. Несогласного с такой схемой могут вообще не взять на работу.

"Запрещает европейский регламент оплату по километражу – ты вот сколько проехал и тебе столько-то заплатили. Это в принципе запрещено", - объясняет глава альянса литовских профсоюзов Аудрюс Цузанаускас. 

Впрочем об этом мало кто из украинцев информирован. Незнание законов и литовского языка — главные причины, почему наши соотечественники попадают в беду. Кто объяснит гастарбайтеру, какие ему принадлежат суточные за командировку в другую страну или почему работодатель отказывается снять ему отель для ночевки. Для многих сюрпризы начинаются сразу перед началом работы — когда работодатель требует "на бочку" 1000 евро.

"Работодатель требует нелегальную гарантию – в фонд такой "Бочку" так называется, до тысячи евро – а это тысяча евро за то, что потеряешь что-нибудь, сделаешь аварию, придет штраф за нарушение", - сказал голова профсоюза литовских перевозчиков Петрас Греблиаускас. 

Дальнобойщики, права которых были нарушены, обращаются в трудовую инспекцию, полицию, суд — впрочем помочь работникам крайне сложно.

"Всегда было, что литовцев кто-то там обманул, а теперь украинцы в Литве. Наша полиция, наши суды – для них это новость, и они не знают как теперь работать с такими историями", - делится журналист-расследовать Мариус Йокубайтис.  

Впрочем дождаться решения суда, который может рассматривать дело месяцами, могут далеко не все работники. Большинство из них, не имея денег на жилье и еду, ни с чем возвращаются в Украину.

Поделиться: