В Днепропетровском театре им. Шевченко состоялось открытие театрального сезона

02.11.2011, 14:03
В Днепропетровском театре им. Шевченко состоялось открытие театрального сезона - фото 1

Открытие нынешнего театрального сезона в Днепропетровском академическом украинском музыкально-драматическом театре им. Шевченко ознаменовалось замечательным событием, отмеченным в театраль

Открытие нынешнего театрального сезона в Днепропетровском академическом украинском музыкально-драматическом театре им. Шевченко ознаменовалось замечательным событием, отмеченным  в театральных кругах нашего города.

На сцене этого театра состоялась новая премьера спектакля по пьесе питерского драматурга Раисы Галушко «Заради любові». Почему новая и почему событие? Во-первых, этот спектакль – восстановленный, во-вторых, новый актёрский состав: не просто ведущие артисты театра, но и лучшие актёры нашего города: это – Оксана Петровская, заслуженная артистка Украины Валентина Сушко, заслуженный артист Украины Николай Постолака, ведущий мастер сцены Станислав Дрожаков, народный артист Украины Григорий Маслюк, заслуженный артист Украины Пётр Кулик, а также актёры более молодого поколения; в-третьих, режиссёр-постановщик этого спектакля – народный артист Украины, заслуженный артист РСФСР Владимир Саранчук, известный зрителям по таким постановкам как «Пылкий влюблённый», «Сирена и Виктория», «Сердце не камень» и многие другие, много лет идущие на сцене Днепропетровского академического русского драматического театра им. Горького.
Чем интересны спектакли в  постановке В.М. Саранчука? В первую очередь - темой, самой идеей, которые всегда современны и актуальны, в какое бы время не происходило действие: перед героями стоят бытовые, социальные проблемы, и, к сожалению, будут, потому что люди всегда остаются людьми в любую эпоху. Задачи, которые они решают, цели, к которым стремятся, - всё это нужно, поучительно, и зритель никогда не остаётся равнодушным, сопереживает героям, как бы проживает с ними всю их жизнь. Подбирать такие произведения для постановки – большое мастерство.
При распределении ролей Владимир Саранчук всегда точно попадает в самую сущность актёров, поэтому  они все едины со своими героями. Он чувствует каждого актёра, выявляет черты его характера, харизму, а это может не каждый режиссёр, поэтому в его спектаклях всегда работает прекрасный актёрский состав, что очень немаловажно для любой постановки. А далее – это и серьёзная работа с художниками-постановщиками над сценографией и художественным оформлением, костюмами, работа над музыкой и многое другое, – всё это вместе и приносит успех всем постановкам Владимира Саранчука.
Так о чём же пьеса «Заради любові»? Сюжет вроде бы достаточно прост и незамысловат. Обыкновенная семья, каких много: муж, жена, дочь-студентка и бабушка (мама жены) — ветеран войны. Все живут в одной квартире; внучка с бабушкой ютятся в одной комнате. Каждый занят исключительно собой, никому нет дела до других, а бабушка, уже немолодая женщина, всю семью обстирывает, поит-кормит, материально помогает из своей маленькой пенсии, в общем, бесплатная домработница, с которой никто из домочадцев не считается, и никому из них даже в голову не приходит, что ей нужно просто доброе слово, элементарное внимание, что у неё есть душа, сердце. И поэтому, когда ей совсем плохо, оказывается, женщине просто не с кем поговорить, а есть только фотография молодого солдатика, которая всегда у неё перед глазами, и только ему она может рассказать всё. Ещё бабушка посещает клуб «Кому за 70». Вот вроде бы и всё. Ничего такого: много таких семей, таких жизненных ситуаций. Но давайте посмотрим, почему зрители с таким восторгом принимают этот спектакль, почему так переживают вместе с героями. Постараемся разобраться в каждом персонаже по отдельности.
Вот, например, мама. Её играет  такая замечательная актриса, очень яркая, характерная, это — заслуженная артистка Украины Валентина Сушко. Её героиня — обыкновенная женщина, занята, в основном, только собой, иногда пытается как-то воспитывать взрослую уже дочку, к своей матери относится вроде и с некоторым уважением, но как-то с прохладцей. Не сумела (или не захотела) создать домашний уют, а переложила все заботы по дому на мать.
Главная героиня — бабушка.  Её играет очень интересная  актриса Оксана Петровская, которая  не так давно вернулась на  большую сцену, но уже успела  сыграть несколько замечательных  ролей и приобрести успех у зрителя. Её героиня — военная медсестра, фронтовичка, ветеран войны, прожила большую жизнь; а теперь вынуждена в своём уже немолодом возрасте быть при своей дочери с семьёй вроде прислуги. И мы видим бабушку замученной, забитой, а когда её никто не видит, в ней восстаёт гордость, достоинство. И когда она обращается к молодому солдату на фотографии, висящей на стене, и как она с ним разговаривает, изливает ему свою душу, советуется, начинаешь понимать, что это — единственный близкий ей человек, но которого нет уже, наверное, в живых. Это общение с ним и придаёт ей силы жить, терпеть ради любви. Как точно актриса передаёт своё переживание: во всей её позе, в жестах, обращённых к портрету, сквозит такая боль, такое отчаяние, что начинаешь задумываться о себе самом, о своём отношении к близким людям, к старикам.
Муж (зять) — научный работник, кандидат технических наук, по  натуре — циник, но не от природы, а, к сожалению, жизнь его таким сделала. Как это точно передаёт актёр, его сыгравший. Это — ведущий артист театра,  один из лучших театральных актёров, яркий, самобытный, создавший на сцене немало интересных, незабываемых  образов, характерный актёр — Станислав Дрожаков. Его персонаж — муж — уже давно отошёл от семьи, она его мало интересует, дочь выросла, жена вся в себе, он уже где-то на стороне, но не очень серьёзно. К тёще относится как к само собой разумеющемуся, равнодушно, даже где-то со злостью, она ему очень мешает, отчего у них и происходят стычки, иногда немножко даже комичные, нелепые. И эти сцены прекрасно разыграны таким великолепным дуэтом как Оксана Петровская и Станислав Дрожаков. Они так органичны, естественны, что зритель действительно верит им и от души веселится. Да — он циник, да — отправил свою родную мать в психиатрическую больницу, туда же собирается пристроить и тёщу, убеждая в этой необходимости жену. Но понимаешь, что таким его сделали жизненные обстоятельства, быт, поэтому где-то ему даже сопереживаешь.
Занимательна другая героиня  — внучка. Девушка-студентка, взрослая, но ещё всё-таки ребёнок, с мыслями не об учёбе, а уже о замужестве, чем-то напоминающая героя - «не хочу учиться, а хочу жениться». Такая же, как и её отец, - эгоистичная, циничная, равнодушная. Бабушка ей мешает, родителей игнорирует, а над отцом вообще подсмеивается, требует внимания только ко всей своей персоне. Уже имеет молодого человека, поэтому ей нужно, как она думает, - свобода. Интересна роль тем, что её играют в два состава. Две молодые актрисы — Татьяна Башкатова и Светлана Сушко. Они по-своему яркие, харизматичные, поэтому и героиню свою они чувствуют по-разному: одна — вроде уже большая девочка, самоуверенная, но всё же по-детски наивная, требующая опеки, внимания, поэтому, как бы там ни было, она всё-таки иногда слушает бабушку, стремящуюся её научить, доброте, быть гордой, достойной, уважающей себя женщиной; другая — откровенная нахалка, эгоистка, цинична, но всё-таки добрая девочка, которая немножко запуталась в жизненных ценностях. Но, как бы там ни было, всё же мы переживаем за героиню, сыгранную разными актрисами, понимаем, жалеем, и думается, всё ещё у неё будет хорошо.
Тут случается невероятное. Спустя  много лет нашу главную героиню  находит заслуженная награда — медаль «За отвагу». И она мчится получать её, ещё не веря в это. И как же отреагировало всё семейство на это? Просто поиздевались. И когда она появляется уже с медалью перед портретом солдата, то даёт ему обещание, что больше никогда не позволит себя унижать. Приходит понимание, что она должна расставить все точки над «і» и заставить относиться к себе с уважением.
А тут ещё у бабушки, оказывается, появился потенциальный жених, с которым она познакомилась в своём клубе. Это — солидный мужчина, хотя по его словам — парубок, вдовец, бывший бухгалтер, или, как он выражается, экономист. Его играет очень интересный актёр, заслуженный артист Украины Пётр Кулик. Он создал образ такого себе перспективного жениха, по его соображениям — без изъяна, с хорошей пенсией, сбережениями,  но — не имеющего своего жилья. Когда он приходит знакомиться с её семьёй? свататься, так бы сказать, видно, что он уже положил глаз на эту жилплощадь и по-бухгалтерски всё уже просчитал. А дети, дочь с мужем, были бы и рады мать спихнуть, но не ту-то было. А что бабушка? Как она? Зять быстренько пристраивает бедную женщину в психушку, и вроде бы всё как надо.
Но тут все понимают, как им всем всё же не хватает её: нет ни подрумяненных сочных котлет, ни пирожков, ни чистых, выглаженных рубашек. Появляется момент переоценки ценностей и отношений. Даже муж, этот вроде бы законченный циник, где-то внутри себя начинает что-то понимать.
И, наконец, мы знакомимся с  молодым человеком внучки. Играют  его два очень запоминающихся  актёра из более молодого поколения.  Один, в исполнении Сергея Гордельянова, немного дерзкий, немного типа крутой от избытка зарабатываемых им денег, но ещё просто пацан; другой, которого играет Владимир Носко, более взрослый, сформировавшийся мужчина, весьма интеллигентен. Но одно в этом персонаже есть, что оба этих актёра сумели передать зрителям: какой бы он ни был богатый, немножко нагловатый, немного дерзок в силу возраста, на самом деле —  очень добрый и хороший парень; узнавши, куда отправили бабушку родственнички, он очень быстро и понятно, через притчу, объяснил им, как они все, окромя внучки, гадко поступили. Вот тогда и начали задумываться наши герои над собой. А бабушку, слава Богу, выписали, она вернулась домой, у неё, по словам врачей, ничего нет и не было. И, может, с этого момента началось перерождение наших героев. Мать рада, зять — вроде тоже где-то как-то, но теперь жена ему уже никогда не позволит отправить свою мать в больницу, внучка со своим другом и уже женихом — просто счастливы.
И вновь приходит экономист просить руки. Видно отношение к нему главной героини: немножко снисходительно, с иронией, по-товарищески, и отказывает ему, объясняя, что любит другого — солдата с фотографии, которого нет уже в живых, но душа его всегда с ней...
Вдруг приходит мужчина, уже в возрасте, седой, но – красавец. Оказывается, он нашу бабушку разыскивает с самого окончания войны. Это и есть тот молодой солдат с фотографии, который выжил, вылечился. Спустя много лет, на склоне жизни, два любящих сердца встречаются и соединяются навсегда.  Этого солдата, этого героя исполняет один из лучших актёров нашего города, корифей театра, заслуженный артист Украины Николай Постолака, который создал не сцене родного театра столько образов, но все его персонажи — это всегда добрые, порядочные, честные и благородные люди. В общем, муж, жена, внучка уже не хотят отпускать бабушку и начинают понимать, что у них ещё не всё потеряно, что все они — одна семья, что любят друг друга, и что нужно ценить каждую минуту, каждое мгновение, проведённое в кругу своих близких. Потому что, как сказано в пьесе, семья — это не только четыре стены, это — любовь, взаимоуважение; семья — это значит, вместе делить горести и радости, дарить друг другу счастье общения.
В этом и состоит современность  темы — взаимоотношения между родными людьми. Храните свою семью (если она действительно есть, эта семья) только заради любові к своим любимым, иначе не будет домашнего очага, нечего будет беречь и защищать. И только тогда все мы будем счастливы в этой жизни.
Позвольте поздравить Оксану Ивановну Петровскую с её Юбилеем, пожелать ей сибирского здоровья и кавказского долголетия, ещё  больше — замечательных ролей. Хоть и прошло много лет, понимаешь, что актрисе не хватало театра, сцены, это видно во всех её работах: с какой страстью она играет, как она блистает в каждой роли, как на репетициях работает без отдыха; что не растратила свой талант, а дарит его с удовольствием своим зрителям и поклонникам, а мы отвечаем ей взаимностью.
А всему актёрскому ансамблю — и дальше радовать зрителей, почитателей вашего таланта всё новыми и новыми яркими ролями, которых, надеемся, ещё не мало будет в вашей артистической жизни, а Владимиру Михайловичу Саранчуку — побольше таких спектаклей: немного грустных, немного смешных, с юмором, с иронией, но так нужных нам всем сегодня.

 

Наталья Елисеева
режиссёр, руководитель Центра общественно-культурных связей ВКУ

Фото:


РЕКОМЕНДУЕМ