В чем разница между децентрализацией и федерализацией Украины

14.04.2014, 16:00

Два рецепта против одной проблемы предлагают украинцам разные политики

Децентрализация или федерализация? Два рецепта против одной проблемы предлагают украинцам разные политики. Сейчас правительство взяло курс на реформу местного самоуправления путем предоставления больших полномочий регионам. Воплотить изменения планируют как можно быстрее, чтобы местные выборы прошли по новым правилам. Сторонники федерализации настаивают на том, что интересы регионов лучше отстаивать в формате автономий. В чем разница, выясняли журналисты программы «Постскриптум».

Реформа местного самоуправления, за которую взялось правительство, новая только для Украины. Большинство стран Старого Света пережили ее лет двадцать назад. В основу системы власти на местах легла Европейская Хартия самоуправления, в которой прописаны все механизмы. Главная идея реформы в том, что полномочия и деньги заберут у облгосадминистраций и передадут исполнительным органам областных советов, чтобы сделать власть более ответственной перед обществом. Административная реформа предусматривает назначение префектов вместо губернаторов. Они будут исполнять только контрольные и координирующие функции.

Как это будет работать, на примере Днепропетровска объяснил мэр Иван Куличенко. Он 6 лет возглавлял Ассоциацию городов Украины, которая принимала участие в разработке проекта реформы.

«Сегодня такая система, что, чем больше ты заработал, тем больше у тебя заберут, и отдадут тем, кто не заработал. 15 лет назад у нас  самодостаточных регионов  было больше половины, сегодня только три: Киев, Киевская область и Днепропетровская область. Все остальные — дотационные»,— объяснил Куличенко.

Поэтому часть налогов на прибыль предприятий и доход физических лиц должны оставаться в местных бюджетах. Глава Днепропетровска говорит, что это будет стимулировать власть к развитию местного бизнеса. Одна из главных проблем Днепропетровска — экология. Большинство сборов, которые платят предприятия за вредные выбросы, сегодня отчисляются в столицу и не возвращаются. Реформа должна исправить и этот недостаток.

Это лишь малая часть того, что предусмотрено реформой. Ее модель украинцы позаимствовали у поляков, которые начали реформировать самоуправление еще в 1989 году.

Но не все украинцы понимают разницу между децентрализацией — делегированием большинства полномочий местной власти и федерализацией — изменением государственного устройства. Участники пророссийских митингов требуют федерализации, но, по сути, подразумевают децентрализацию.

Как пример успешных федераций приводят Соединенные Штаты, Австрию и Германию. Впрочем, Леонид Прокопенко, доктор наук по государственному управлению, рассказывает, что для федерализации должны быть исторические предпосылки. Другая ловушка федерализации — узурпация власти в масштабах региона.

Предложенная реформа, по словам Вице-премьер-министра, министра регионального развития и ЖКХ Украины Владимира Гройсмана, не будет ограничивать свободу украинцев, в том числе и языковую.

Поділитися: