Транспортный хаб, туризм, ракеты и IT: какой видит Днепропетровщину Петр Порошенко

12 марта, 16:51
Транспортный хаб, туризм, ракеты и IT: какой видит Днепропетровщину Петр Порошенко - фото 1

Почему децентрализация стала одной из самых успешных реформ? Кто такой дядя Витя из Волосского и почему его благодарит Президент? Как из Днепропетровщины сделать транспортный хаб?

Быть ли Днепровской долине по примеру Силиконовой? Могут ли начать строить частные ракеты в Днепре?

Во время визита в Днепропетровскую область Петр Порошенко не только принял участие в Совете регионального развития, но и пообщался с региональными телеканалами.

- Петр Алексеевич, чем Вас поразила Днепропетровщина?

- В Днепропетровской области мы видим конкретные успехи программы децентрализации. Надо понимать, в чем суть программы децентрализации. Это не просто передать деньги из центра громадам, хотя и это очень важно. Это не просто приблизить гражданина и власть. Это не просто дать возможность гражданину непосредственно влиять на свое будущее, судьбу громады, где он живет, независимо от того, это село, поселок, город или областной центр вроде Днепра. Сегодня мы увидели, что подросла уже когорта лидеров, которые за последние 2-3 года научились развивать и защищать интересы громады. С одной стороны, мы видим, как изменился Днепр, и, я думаю, что в этом есть огромная заслуга Бориса Альбертовича. С другой – как изменились все громады. Например, есть такое село Волосское, и в Волосском есть такой староста, даже не глава громады, а староста, по фамилии Пинчук. Очень интересно смотреть, с чего он начинал. Он пришел в громаду, в которой не было ни воды, ни центрального водоснабжения. Или водовозки привозили, или люди воду носили в ведрах из реки. Это четыре года назад. Представьте, в школе нет туалета, в сельсовете нет ни туалета, ни отопления, ни стекол в окнах. Знаете, как после войны. Он все это показал на фото. А сейчас там есть не только водоснабжение, не только есть отремонтированная и модернизированная школа, не только работает программа «Новая украинская школа для начальных классов», не только восстанавливаются детские сады. Это все за четыре года сделал этот человек — лидер. Я ему кое-что пообещал, выступая на Совете регионального развития. Там, в Волосском, есть абсолютно фантастический человек – дядя Витя. Его зовут Виктор Иванович Шмелько. Я пообещал, что поблагодарю за его работу. Виктор Иванович, дядя Витя, вы большой молодец. И я как Президент хочу передать вам привет от всей Днепропетровщины и от всей Украины, с большой благодарностью за вашу работу. Вы стали символом тех изменений, которые произошли в государстве. Вы собственным примером показываете, что лидер может многое изменить в громаде. И я думаю, что сегодня новые инфраструктурные проекты – мосты, аэропорты, изменения в железнодорожном сообщении, на вокзале, туризм, логистика, аграрный сектор – мы все это сделаем.

На Совете регионального развития мы не хвастались прошлым, хотя достижения неоспоримы и очень важны. Мы говорили о том, какие фантастические средства получили громады во время войны, потому что это был приоритет Президента — отдать деньги громадам. Это имеет антикоррупционную составляющую, не надо больше к дяде в Киев или в Днепр ездить. У тебя деньги свои, и они остаются у тебя. Не надо больше общаться с казначейством, твои бюджеты выросли в 5, 7,10, а то и 12 раз во время войны. Сегодня Днепр заряжает оптимизмом. Днепропетровская область заряжает проектами. И мы говорили не о прошлом, а о будущем. В будущем все видят новую систему медицины, сельскую медицину, амбулатории, телемедицину, новое диагностическое оборудование, машины, развитие новой школы, детские сады начали строиться.

Кстати, о садах. Мы на 6000 мест сократили очередь в детские сады. И ликвидируем ее в следующие пять лет. Вы не видели никогда таких садов, потому что это современная архитектура, развивающие технологии. Еще одна позиция, на которой я настаиваю — в каждой ОТГ будут дороги, в том числе дороги, которые связывают с городами областного подчинения и с областным центром. Будет центральное водоснабжение так же, как это было сделано в Волосском. Будет Интернет не только в школе, в пожарной части или сельсовете. Интернет будет в каждой семье – широкополосный и высокоскоростной. Это инвестиции в будущее. Будут важные логистические проекты. Будут важные проекты по аграрному сектору. Мы видим, что в каждой громаде должны быть центр предоставления административных услуг, пожарная часть. Должен быть свой дом фермера, где фермеры смогут получить бесплатные консультации, начиная от средств защиты растений и удобрений и заканчивая агрокартой поля. Все это будет сделано за следующие 5 лет. Мы знаем, что делать. И я уверен, что лидером этих изменений в Украине будет Днепропетровщина.

- Реформу децентрализации сейчас называют успешной даже заядлые скептики. Но параллельно с этими изменениями Вы обозначили пять приоритетных направлений в развитии экономики. Для Днепропетровщины они более чем важны. Первое — это агропромышленный комплекс и переработка. Сегодня громады Днепропетровщины уже имеют на своих территориях современные элитные сыроварни, обувные фабрики, ягодные, цветочные, молочные и мясные кооперативы. Но село сегодня крайне нуждается в поддержке. Это кредиты, дотации. На что могут рассчитывать днепропетровские громады?

- Позиция первая — при том, что Господь даровал нам очень плодородную землю и выгодное географическое положение, вместе с тем экспорт – то, что мы продаем за границу, – львиная доля аграрной продукции реализуется сырьем. Это абсолютно неприемлемо, потому что мы имеем возможность перерабатывать. Это новые высокооплачиваемые рабочие места, это уплата налогов, в том числе ОТГ. По моему глубокому убеждению, именно Днепропетровская область может продемонстрировать абсолютно уникальные возможности по привлечению иностранных технологий для переработки аграрного сырья. Проблемы не в том, что мы должны увеличить производство аграрной продукции, мы ее достаточно производим. Проблема в том, что Украина должна стать глобальным мировым лидером в аграрной сфере. Потому что Украина уже сегодня входит в десятку крупнейших производителей зерна в мире и в тройку крупнейших экспортеров зерна. Мы на первом месте по экспорту подсолнечного масла, семян подсолнечника. То есть мы должны закрепить лидерские позиции, в том числе с учетом возможностей переработки. И у Днепра, я это говорю как специалист, просто лучший потенциал и показатели.

- Кроме масштабных проектов в рамках децентрализации, хотелось бы понять, что будет с дорогами в регионе. На Совете регионального развития Вы заверили, что в ближайшее время Днепропетровская область сможет похвастаться не только магистралью на Запорожье, дорогами на Кривой Рог, Никополь, Киева и трассой в Одессу.

- Я убежден в том, что мы сейчас будем опережающими темпами наращивать дорожный фонд. Возможность определять приоритеты теперь будет среди полномочий объединенных громад и областных властей. Но могу отметить, что если в 2014 году 10 млрд гривен направлено на строительство дорог и тогда это казалось прорывом, то в 2019 году 55 млрд гривен во время войны направляются на строительство дорог. Это почувствовали сегодня уже днепряне, достаточно проехаться на Запорожье, посмотреть отремонтированную трассу, посмотреть то, что будем строить на Кривой Рог и на другие направления. Я думаю, что Одесса будет оставаться среди приоритетов, я, по крайней мере, приложу к этому большие усилия.

- За год в области открыто восемь сверхсовременных школ робототехники. А это надежда, что у нас появятся свои Илоны Маски, гениальные ученые. Но как их потом удержать у нас, в Украине, чтобы они не убежали за границу?

- Я вам хочу сказать: у нас уже есть свой Илон Маск. Я не знаю, сколько у нас людей в Днепре знают Макса Полякова. Это же уникальная личность. Это человек, который обеспечивает создание собственной космической ракеты. Стоит она на высокой научной космической школе Днепра. Он живет в США, в Калифорнии, имеет соответствующие возможности по космодрому. Однако я был просто в восторге, когда с ним познакомился, и мы точно будем поддерживать именно таких, они не хуже Маска. В том числе в космических исследованиях. Они умеют изготавливать двигатели, и это наш ответ не Маску, а «Роскосмосу», который просто обречен после удачного пуска SpaceX Илона Маска.

Неделю назад я говорил с лидерами IT-технологий Украины — лучшими компаниями, мощными ассоциациями. Озвучу несколько цифр: в 2016 году мы имели в IT-секторе 100 тысяч рабочих мест. 100 тысяч украинских молодых людей работали в IT-сфере. Они создавали 2% ВВП. Сейчас, когда мы с ними встречались, их уже 160 тысяч. Они растут по 30-40% в год и создают уже 4% ВВП. Они мне точно отметили, что через 3 года их будет 400 тысяч и они будут создавать 10% ВВП. За счет чего это будет происходить? Украинцы перестанут работать или уменьшат процент работ по аутсорсингу, на дядю за рубежом. Украинцы будут запускать свои стартапы, свой креативный бизнес и отсюда, из Украины, их продавать. Для этого сегодня в Украине созданы необходимые условия. Они верят в Украину, они знают, что все получится. И когда мы говорим о Силиконовой долине, или о Сингапурской долине, я хочу подчеркнуть: мы будем иметь Украинскую долину, Днепровскую долину. Она будет отнюдь не менее известна, чем Силиконовая. В это нужно верить, и над этим надо работать. Надо ставить перед собой масштабные цели, и мы точно их достигнем. У нас для этого есть потенциал в космосе, IT-секторе, аграрном, промышленном, логистическом секторах.

- Кроме аграриев и IT, одним из приоритетов Вы называете машиностроение. В Днепре есть мощности для производства троллейбусов и вагонов. Кроме того, есть потенциал для создания ракетокосмической техники и даже для ветровой энергетики. Но в последнее время цифры говорят о падении роста промышленности, а соответственно, и результатов в этой области. Скажите, каким образом можно вернуть днепрянам сотни рабочих мест в этой отрасли?

- Позиция первая: троллейбусы производят многие страны мира. Ракеты не производит почти никто. Мы их делаем, и делаем здесь, в Днепре. Позиция вторая: давайте ответим на вопрос, каким образом мы можем восстановить машиностроительный потенциал Днепра и Украины? Две необходимые составляющие — иностранные инвестиции и современные технологии. Потенциал должен прийти сюда, и мы точно имеем для этого все необходимые составляющие. Мы имеем энергетику, научный потенциал, кадровый потенциал, уникальные торговые соглашения по всему миром, где можем продавать эту продукцию. На сегодняшний день нам просто надо открыть инвестиционную привлекательность Украины для иностранных инвесторов. Что мы для этого сделали? Напоминаю, что 5 лет назад Украина находилась на 153-м месте в рейтинге Doing Business. За 5 лет мы осуществили большой прорыв, который любая страна демонстрировала за такое время. Мы продвинулись на 71-е место, и это уже впереди некоторых европейских стран. Сегодня инвестиции и технологии делают чудо, и я уверен, что если бы я был инвестором, то я точно среди первых приоритетов рассматривал бы Днепр.

- На Совете регионального развития Вы уже коснулись этой темы. Какие шансы по максимуму использовать уникальное географическое положение Украины и сделать тут, у нас, современный логистический хаб? Днепропетровщина может стать центром международной логистики в Украине. Вы поддержали не только строительство аэропорта в Днепре, но и строительство аэропорта в Соленом. Это не просто рекорд, не просто воздушное сообщение, это еще и мощный воздушный хаб, который будет давать возможность развиваться всем процессам, в том числе и международному сообщению. Как можно этот процесс ускорить, чтобы толчок инвестиций почувствовала не только Днепропетровщина, а и вся Украина?

- Нам нужен честный разговор с днепрянами, в том числе по аэропорту. Ситуация, которая сейчас с аэропортом, точно не может продолжаться. В чем она заключается? Я не буду давать правовую оценку. Оставим эту прерогативу суду. Но если аэропорт был взят бизнесом и он не инвестирует, заблокировал, закрыл, и причем это имеет сомнительную законность, фактически от этого страдает весь город, по большому счету — вся страна. Государство не может инвестировать в частный проект. Надо было думать, когда отдавали частному лицу аэропорт. Сегодня, насколько я знаю, город в суде возвращает этот аэропорт громаде. Я думаю, что этот путь правильный. Как только будет решен вопрос с собственностью, немедленно Днепр получит средства, инвестиции в аэропорт и во взлетно-посадочную полосу. Мэр Борис Филатов делает и прилагает максимум усилий для того, чтобы ускорить этот процесс. Хочу подчеркнуть, что он имеет полную поддержку Президента. Но аэропорт в Соленом – это другой инвестиционный проект. Там совершенно спокойно могут быть привлечены иностранные инвесторы, там есть большая территория, лучшие погодные условия, место для нефтяного терминала, потенциальный пассажиропоток из Запорожья. Там нужно привлечь иностранных инвесторов и сделать этот туристический хаб. Но на этом возможности хаба не исчерпываются. Потому что надо инвестировать в железнодорожный вокзал, потому что это также возможности для развития хаба. Надо развивать логистические возможности Днепра, строить причалы, порты и загружать речной потенциал Днепропетровщины.

- Думаю, что Днепропетровщина может стать центром международной логистики в Украине.

- Мне очень нравится ваш оптимизм и я как человек, который также является оптимистом, полностью разделяю вашу точку зрения.

- Со строительством современных аэропортов связан и туризм. Это пятое направление. Но это важное направление не только для внутренней, а и для внешней политики. Каким образом его реализовать и насколько важна в этом плане поддержка отечественных инвесторов?

- Очень важна поддержка как отечественных, так и иностранных инвесторов. Я убежден, что мы должны резко увеличить гостиницы международных брендов не только в Днепре, а и по всей области. В крупных городах для этого есть все необходимые возможности. Когда мы говорим о логистике — вокзалы, построенные дороги, туристические места — это направления инвестиций малого и среднего бизнеса. Они являются инвесторами, они также нуждаются в государственной поддержке. Они создают новые рабочие места. Это совершенно фантастические заведения для питания: рестораны, кафе. Вдоль дорог – строительство маленьких бизнесов. Экоотели, которые могут быть построены в каждой громаде. Потому что речь не идет о том, что можно приехать и посмотреть только Днепр или Кривой Рог. Сколько украинцев посетили фантастические жемчужины Днепропетровщины? Например, казацкие сечи, Петриковку, абсолютно живописные карьеры. 90% украинцев об этом понятия не имеют. А это просто: проехать 300-500 км, провести здесь неделю и получить впечатления на всю жизнь. У нас только 1,5% ВВП составляет туризм. Должно быть 10%. А почему? Чего бедный? Потому что глупый. Чего глупый? Потому что бедный. Потому что некуда ехать, потому что не было дорог, гостиниц, сервиса, программы. Сейчас все это есть. Откуда? Из децентрализации. У нас сегодня в каждой громаде есть свое видение, буклеты, проекты, сайты и очень полная и подробная информация о громаде. Изменения происходят во всех громадах. Сначала придет отечественный турист, затем иностранный. Он точно влюбится в Украину. Я по этому поводу не сомневаюсь. Целью я называю туризм как одно из важнейших, приоритетных направлений. Поговорим через 5 лет. Увидите, насколько будет увеличено количество туристов. Еще раз говорю: надо ставить перед собой большие и амбициозные цели. Тогда мы точно выйдем на их достижение.

Фаина Мендалюк, Наталия Пономаренко

РЕКОМЕНДУЕМ