В украинских школах могут ввести новую дисциплину — христианскую этику

14 февраля, 20:17
В украинских школах могут ввести новую дисциплину — христианскую этику - фото 1

Религиозное обучение или просто предмет о морали? В украинских школах могут ввести новую дисциплину о духовном развитии — христианскую этику.

Такое предложение Министерство образования и науки вынесло на обсуждение родителей. Духовенство и педагоги отмечают: новый предмет прямо не связан с религией. Впрочем родительский комитет это не успокаивает.

Диалоги и рассказы о Боге. Хорошие советы и анализ поведения. Именно так проходит урок христианской этики в Свято-Успенской школе Днепра. И хотя в учебную программу эта дисциплина входит как факультатив — у детей информация от зубов отскакивает.

Свято-Успенская школа — учебное заведение с религиозным направлением. Роза в ней учится с первого класса. Мать девочки говорит: в их семье для детей духовное развитие — в приоритете.

«Они пытаются подражать ветхозаветным праведникам и вот евангелическим каким-то моментам. Видим в детях, что какие-то вещи они просто не могут сделать. Злые какие-то, подлые поступки — они на них не идут. То есть уже классный такой грунт, где можно посеять хорошее такие семена», — говорит мама Розы Зоя Маковицкая.

В этой школе — все по-другому. Пользоваться телефонами и другими гаджетами запрещено. Во всех классах одинаковая форма. И главное, кроме христианской этики — дополнительное церковное обучение. Впрочем, по желанию и после уроков.

О духовном развитии детей задумались и в Министерстве образования. Даже предложили включить курсы нравственного направления в общую школьную программу. Но уже не факультативом, а как обязательный предмет. Этот вопрос вынесли на общественное обсуждение. И здесь мнения родителей разбежались. Например, отец четырех детей Владислав, несмотря на то, что закончил семинарию — внедрение духовной дисциплины в школах не одобряет.

«Это может поляризовать общество. То есть появятся негативные восприятия, и не только предмета как такового, но и всех религиозных конфессий, связанных с христианством», — говорит многодетный отец Владислав Малько.

Впрочем, не все так буквально, как кажется. Священник Тарас несколько лет преподает христианскую этику как факультатив для школьников. Говорит: слухи о том, что предмет учит религии, — миф. На самом деле на уроках говорят о добре и зле, о поведении в социуме, о взаимоотношениях с родителями. Поэтому это полная противоположность духовной дисциплине, которую преподают в учреждениях с религиозным направлением.

«Четко действующая программа есть. Вот я преподавал в 8, 9, 10 и 11 классах. Конечно же элементы прикладной философии, элементы этики в буквальном смысле, отсылки к каким-то образцам поведения известные исторически по курсу истории и священного писания — постольку это все же христианская этика», — говорит священник, преподаватель христианской этики Тарас Марченко.

Даже если самой религии в программе будет 15–20 процентов, может ли это нарушать права учеников нехристианских конфессий? Чтобы выяснить этот вопрос, мы обратились к эксперту по правам ребенка.

«Он никоим образом не нарушит права тех, кто верит в другую религию. Кстати, если мы возьмем иудаизм, или буддизм — у них тоже Коран, или их Письмо говорит о таких же вещах. Что надо уважать ближнего, что надо иметь отношение согласно своей совести и ничего тут такого кардинального нет», — говорит эксперт в сфере защиты прав ребенка Леонид Лебедев.

Чтобы сомнений по поводу религии у родителей не возникало, образовательные эксперты отмечают: христианскую этику должны преподавать учителя со специфической образованием. А именно психологи-религиоведы или священники-психологи.

«Есть много вещей, которые вписываются в концепцию толерантности, но в концепцию религии не вписываются никак. По умолчанию, священник должен быть немного психологом, священник работает с людьми, а психолог также работает с людьми, где примиряет их с собой. Желательно, чтобы это как-то сочеталось, чтобы был какой-то диалог между этими людьми», — отмечает психолог Максим Реуцкий.

Христианская этика никоим образом не связана с религией и не пропагандирует ее, — об этом отмечает и образовательный омбудсмен. Успокаивая родителей, и опровергая слухи в социальных сетях.

«Государство и школа отделены от церкви. Есть соответствующая статья закона об образовании, о том, что любые религиозные курсы есть в общеобразовательной школе неприемлемыми и недопустимыми. Это одна позиция, с одной стороны. С другой — в проект типовой образовательной программы внесены следующие курсы или предметы, как этика и курсы нравственной направленности. Но там нет ни слова о христианской, буддийской или любой другой религиозной этике», — говорит Первый образовательный омбудсмен Украины Сергей Горбачев.

В противном случае придется вносить изменения в законодательство об образовании. А такой вопрос правительство пока не рассматривает.

Поделиться: