Таксисты выходят из тени: в Украине планируют легализовать бизнес по перевозкам на заказ

16 августа, 18:30
Таксисты выходят из тени: в Украине планируют легализовать бизнес по перевозкам на заказ - фото 1

Выгоден ли такой расклад для самих водителей? И как нововведение может повлиять на стоимость проезда?

Есть машина и хочешь таксовать — покупай патент за 5 000 гривен. Такой законопроект предлагают в Министерстве инфраструктуры. Власти планируют легализовать бизнес по перевозкам на заказ. Причина — 98 процентов таксистов Украины сейчас работают в тени. Их официальный статус — для государства это обогащение казны примерно на 800 млн грн ежегодно. В свою очередь для пассажиров — это качество и надежность в перевозках.

Улица Владимира Антоновича, 65а. Сейчас по этому адресу расположена подстанция скорой помощи. А еще в далеких шестидесятых здесь работал первый таксопарк Днепра. В начале было с десяток легковых машин "Победа". Впоследствии появились и "Москвичи".

Директор музея ретро-авто точно знает хронологию развития таксо-бизнеса в нашем городе. Показывает коллекцию моделек советских легковушек, которые работали на заказ.

«Работал на 21-й "Волге". Стоимость проезда тогда была 10 копеек за километр. График работы: на одной машине два водителя. Через сутки по 12 часов. Ну иногда приходилось задерживаться, чтобы выполнить план», — вспоминает таксист Леонид Литвинчук.

Перевыполнил план — остальное мог забрать себе. Отмечало расстояние от старта до пункта назначения специальное устройство — таксометр. В музее ретро-авто он на почетном месте среди советских экспонатов.

Выгодное для государства дело быстро набирало обороты. Сам Днепровский автопарк на Антоновича постепенно расширялся. А потом открыли еще один — на Войцеховича. Так, по городу курсировал уже не один десяток машин, а с полтысячи. Оба предприятия были государственными. Но уже в начале 90-х ситуация кардинально меняется.

«В девяностые годы началась конкуренция. В это время появились "бомбилы" — люди, которые неофициально зарабатывали деньги и создавали конкуренцию государственным такси», — добавляет таксист Леонид Литвинчук (1964–2010).

Именно в 90-х стали появляться частные таксопарки. Они и составили основную конкуренцию государственным. Каждый водитель должен был стать предпринимателем и заключить договор с АТП. Или работать самостоятельно на собственном авто. Новой школой такси советские шоферы овладевали быстро.

«Предложили всем водителям стать предпринимателями. Заключил я договор, и начал уже обслуживать пассажиров, как предприниматель», — говорит Леонид Литвинчук.

С появлением интернета и совершенствованием мобильной связи на рынке таксобизнеса появляются рекламно-информационные службы и онлайн-приложения. Их контакты буквально заполоняют сети. Уже нет необходимости держать АТП с машинами. Схема работы сервисов — примитивная, но прибыльная. Заказчики звонят в службу. А диспетчер уже распределяет вызовы между наемными водителями с собственными авто. С каждого обращения служба забирает себе от 5 до 10 процентов стоимости проезда. Остальные перечисляют на карточку таксистам.

«Есть разные системы расчета: есть понедельный, есть месячный. В конце месяца тебе, уже с вычетом комиссии, приходит выплата», — поясняет таксист Максим Рождественский.

Максим сотрудничает с такими сервисами несколько лет. Говорит: оформиться может каждый, у кого есть авто, права и документы на машину.

«Установил приложение. Отправил фотографии документов. Буквально час-два регистрации, и все — поехал», — говорит Максим Рождественский.

С таким принципом работы бизнес по перевозкам на заказ незаметно переходит в тень. Сейчас 98 процентов водителей работают нелегально. Чтобы исправить ситуацию, в Мининфраструктуры подготовили законопроект, который должен урегулировать работу таксистов.

«Одна из основных новелл, которые я увидел, — это получение такими физическими лицами, обычным водителем, патента. Он получается или юридическим лицом, или предпринимателем, или просто обычным физическим лицом», — поясняет юрист Роман Бочкарь.

Поэтому патент — это своего рода способ вести учет таксистов и контролировать их. Покупать документ надо ежегодно. Стоит он до пяти тысяч гривен. Но и это не все: по законопроекту, каждый водитель должен оформиться как физическое лицо предприниматель. И ежемесячно платить фиксированный налог (1 200 грн) и социальный взнос (1 320 грн).

«Или это будет служба, которая нанимает на работу водителей с автомобилями и получает на каждый автомобиль этот патент, или это должен быть водитель — физическое лицо предприниматель или директор малого предприятия. Он принимает патент на свой автомобиль и нанимается свободным наемником на работу к предприятию, которое предоставляет услуги такси», — поясняет председатель профсоюза автомобилистов и автоперевозчиков области Михаил Тонконогий.

Если законопроект таки доработают, ежегодно в госбюджет Украины будет поступать около восьмисот миллионов гривен, — говорят в Мининфраструктуры.

«Для местных бюджетов, конечно, это дополнительный ресурс для реализации местных программ, для развития местной громады. Если посмотреть законопроект и мнения специалистов по этому поводу — это около 800 млн гривен», — говорит экономист Елена Трифонова.

Поэтому, — не исключают эксперты, — с принятием закона стоимость проезда может вырасти наполовину: километр будет стоить уже не 30 грн, а 40–45. Количество таксистов и служб существенно сократится. А уменьшение конкуренции — это еще одно основание для поднятия цен.

Поделиться: