"Евробляха" за тысячу евро: украинские водители смогут растаможить авто по дешевке?

28 февраля, 15:58
"Евробляха" за тысячу евро: украинские водители смогут растаможить авто по дешевке? - фото 1

Правительство пошло на уступки "евробляхерам" и приняло новый закон. Он одноразовый и только для избранных.

История с "евробляхерами" закончилась. По крайней мере, так говорят в Верховной Раде. 7 лет незаконного автобизнеса, заоблачных штрафов и митингов. Теперь все это уладит новый закон. Депутаты проголосовали за легкую растаможку автомобилей.

На словах все просто: заплатил 1000 евро – и имеешь иностранную машину на украинских номерах. Но есть одно но: закон касается только тех автомобилей, которые завезли в страну до 1 января 2021 года.

"Евробляхи" появились в Украине 7 лет назад. Когда волонтеры начали гнать машины из-за границы на передовую. Так помогали военным.

Тогда власть не мешала и не контролировала количество ввозимых автомобилей. Но за два года украинцы превратили это дело в бизнес. Привозили дешевые машины из Европы и здесь уже продавали. В 2018 году в стране насчитали 640 тыс. неоформленных авто, говорят в Государственной фискальной службе.

Все эти годы за еврономера массово не штрафовали. До 2019-го – тогда власть за просрочку пошлины ввела пеню в 170 тыс. грн. Из-за выборов и карантина все перенесли на 2020-й. Именно поэтому осенью по стране прокатились автомитинги.

"Каждый человек абсолютно хочет получить украинские номера. Но за доступные деньги. Чтобы это не стоило в 3 раза дороже, чем сам автомобиль", – говорит руководитель общественной организации "Автоевросила" в Днепре Александр Максименко.

На прошлой неделе Верховная Рада таки снизила пошлину для "евробляхеров". За новый закон проголосовали 259 депутатов.

В народе уже назвали закон "машина за 1000 евро". Водителям, которые годами не растаможивали автомобили, предложили оплатить минимальный штраф – 8500 гривен. И за полгода, за тысячу евро, поставить украинские номера.

"Я считаю, это разумный компромисс: люди заплатят штраф. Если не хотят, то после уплаты штрафа перевозят машину обратно за границу, а если хотят, платят не более 1000 евро и в бюджет попадают средства", – считает народный депутат Украины Евгения Кравчук.

Таким решением Никита – доволен. У него есть "Шкода" из Латвии. И теперь он сможет легко и недорого получить отечественные номера.

Но вот закон действует не на все "евробляхи". А только на те, которые успели привезти в страну до 1 января 2021 года. Поэтому половина депутатов выступила против такого проекта.

"Проблема не решается комплексно. Имеет выборочный характер… Мы получаем очень опасный прецедент искажения порядка начисления налогов", – считает нардеп Андрей Богданец.

Оказалось, закон не по душе и большинству "евробляхеров". Александр Максименко хотел, чтобы машину можно было купить дешево. Поэтому митинговал и в Днепре, и в Киеве. Но принятый проект называет одноразовым.

"Это подачка со стороны власти – людям, у которых есть автомобили. А что будут делать наши дети? Они столкнуться буквально через 10... и какие десять лет – сейчас вырастет молодежь, которая ходит в школу, через 4 года – они захотят купит автомобиль", – уверен он.

И все же большинство нардепов проголосовали – за. Чтобы закрыть вопрос автомитингов и просроченных пошлин. Но что делать тем, кто уже по полной уплатил налоги или только собирается купить машину за границей? Для них – никаких привилегий, говорят водители.

"Я в свое время отдал 4000 долларов, а сейчас тот, кто уклонялся от налогов – ему государство идет на уступки, и он будет оплачивать всего 1000 евро", – говорит Богдан Пападин.

Богдан купил машину в Швейцарии в прошлом году. Заплатил на границе – все, что просили. Но когда услышал о новом законе для "евробляхеров" – разозлился.

И такие, как Богдан, могут пойти в суд, предполагают адвокаты.

Адвокат Андрей Верба объясняет, что обратиться в суд с требованиями о возврате средств можно, поскольку нет каких-то определенных условий, исключений.

Авторы закона рассказали, готовы ли в Раде к возможным судебным искам.

"Вопрос о введении льгот – он всегда вызывает такие опасения. Мы в законе не предусматриваем такой возможности. Такой возможности для тех, кто уже растаможил – не будет вообще. Мы не считаем, что государство должно что-то там возвращать людям, которые растаможили автомобили легально", – говорит народный депутат Даниил Гетманцев.

Закон приняли пока в первом чтении. Впереди – повторное рассмотрение Верховной Рады и подпись президента. И водители уже готовятся растаможивать свои машины. Им надо собрать документы: о купле-продаже машины и ее регистрации.

1000 евро для растаможки не хватит, говорят водители. Надо заплатить за сертификацию авто и сами номера.

Никита уже подсчитал, сколько денег затянет его "Шкода". 5300 грн – документы на машину, 32000 грн – растаможка, 3000 грн – сертификация, 3000 грн – услуги брокера. Получается 43300 грн.

А еще – надо купить сами украинские номера (примерно за тысячу гривен) и оплатить пенсионный взнос: 3 процента от стоимости машины. Для Никиты это – еще 8000 грн.

Всего для Никиты это 51300 гривен. То есть, 2 тысячи долларов, а не тысяча евро. Именно столько заплатит Никита за свою машину, если закон заработает. И на эту сумму он согласен. Все же меньше, чем государство просило год назад.

Поделиться: