Председатель Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры приветствует последние законодательные изменения

17.01.2014, 11:15
Председатель Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры приветствует последние законодательные изменения - фото 1

Его мнение опубликовано на сайте Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры

16 января 2014 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и процессуальных законов о дополнительных мерах защиты безопасности граждан» и Закон Украины «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины» (относительно заочного уголовного производства )». В частности, указанным Законом Украины внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Кодекса административного судопроизводства Украины, Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Председатель Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры Валентин Загария отметил отдельные позитивные сдвиги, которые будут иметь место после вступления в силу указанных Законов Украины.

«Сейчас в деятельности органов адвокатского самоуправления возникают немалые проблемы при оформлении протокола об административном правонарушении в случае отказа в предоставлении информации на адвокатский запрос, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, не соответствующей действительности.

Так, у представителей совета адвокатов региона отсутствует возможность вручать должностным лицам подавляющего большинства предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, составленный ими протокол об административном правонарушении, поскольку в помещениях этих юридических лиц установлен пропускной режим, в результате чего представитель совета адвокатов региона не имеет возможности вручить виновному лицу протокол об административном правонарушении и предложить этому лицу подписать такой протокол.

В свою очередь, Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины» О судоустройстве и статусе судей» и процессуальных законов о дополнительных мерах защиты безопасности граждан» предлагается установить, что вручение лицу протокола об административном правонарушении подтверждается не только ее распиской, но в случае отказа от его подписания - объяснениями свидетелей такого отказа вручения протокола или видеозаписью этих фактов, а также факт отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписания протокола, фиксируется объяснениями свидетелей такого отказа или видеосъемки, а также записью в протоколе», - прокомментировал председатель ВКДКА.

Также, по мнению Валентина Загария, положительные отзывы в адвокатской среде должны получить изменения в Гражданский процессуальный кодекс Украины, которыми предусмотрено, что лицо, не принимавшего участия в деле и которое считает, что указанное решение затрагивает его права и интересы, может обжаловать решение суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, в течение месяца со дня, когда это лицо узнала о существовании указанного решения. Указанные изменения значительно расширят возможности защиты интересов клиента.

Закон Украины «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины» (относительно заочного уголовного производства ) «устанавливает возможность осуществления уголовного производства без участия лица, которое уклоняется от прибытия в органы предварительного расследования или суда.

Введение в Уголовном процессуальном кодексе Украины института заочного уголовного производства является оправданным шагом законодателя, поскольку вступления в силу настоящего Закона позволит обеспечить привлечение к уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от прибытия в органы предварительного расследования или суда , например , путем выезда за пределы территории Украины .

На сегодня отсутствие возможности привлечения к уголовной ответственности таких лиц, с одной стороны, позволяет им избегать наказания за совершенные преступления, а с другой - делает невозможным защиту прав потерпевшего и компенсацию причиненного ему вреда как гражданском истцу в уголовном процессе.

Кроме того, необходимо заметить, что предложенный парламентом вариант заочного уголовного производства содержит многочисленные предохранители, которые направлены на то, чтобы никоим образом не ухудшить права подозреваемого или обвиняемого, в том числе и право на защиту.

Об этом свидетельствуют положения закона, которые предусматривают, что заочное производство в отношении лица будет осуществляться только в случае если оно уклоняется от прибытия на вызов в орган предварительного расследования или суда, и при этом осуществление уголовного производства признано возможным при ее отсутствии. Однако, даже если принято решение об осуществлении заочного уголовного производства, это ни в коей мере не лишает лицо права прибыть для непосредственного участия в уголовном производстве, что приведет к его осуществлению в общем порядке, предусмотренном УПК Украины.

Кроме того, доказательство лицом того факта, что оно не смогло прибыть на судебный вызов по уважительным причинам или не смогло сообщить о причинах неприбытия по уважительным причинам, закрепляется как безусловное основание для отмены судебного решения, принятого по результатам заочного уголовного производства.

Важно также, что при осуществлении заочного уголовного производства участие защитника лица является обязательным, а все процессуальные решения и действия в заочном уголовном производства имеют осуществляться с соблюдением всех процессуальных гарантий для подозреваемого или обвиняемого, также сделает невозможным нарушение прав и законных интересов такого лица.

Если проанализировать все новеллы принятого закона и сравнить их с теми критериями, которые закреплены в международных стандартах уголовного судопроизводства, в частности резолюции 75 (11) Комитета Министров Совета Европы, то можно констатировать, что предложенная процедура заочного производства в полной мере согласуется с ними.

Наличие достаточно широкого комплекса гарантий прав подозреваемого или обвиняемого на защиту и недопустимости ухудшения его положения по сравнению с лицом, в отношении которого уголовное производство осуществляется в общем порядке, дает также основания для вывода о том, что институт заочного уголовного производства согласуется и с практикой Европейского суда по правам человека по этому вопросу», - считает Валентин Загария.

РЕКОМЕНДУЕМ