Отключением «34 телеканала» заинтересовались в ОБСЕ, ENEMO и Верховной Раде

13.10.2014, 11:04
Отключением «34 телеканала» заинтересовались в ОБСЕ, ENEMO и Верховной Раде - фото 1

Во вторник вечером «34 телеканал» отключили из эфира

Во вторник вечером «34 телеканал» отключили из эфира. Нагло. Без предупреждений и объяснения причин. 46 часов «34 телеканал» отстаивал свое право на вещание. Под давлением общественности и при поддержке журналистского сообщества, «34-ка» вернулась в эфир в четверг около 16:00. Но вопрос, кто понесет ответственность за вмешательство в работу СМИ — до сих пор остается открытым. Хронологию резонансного события недели подытожили «Детали. Итоги».
На этой неделе «34-ка» гудела на всю страну. Новости региональных и национальных телекомпаний начинались с информации о том, что на 46 часов наш канал исключили из эфира.
Сигнал «34-ки» исчез сразу после выпуска новостей в 18:00. Через полчаса стало ясно — это сделано специально. Как пазлы сопоставляем факты, предшествовавшие отключения: во вторник утром журналистов «34 телеканала» не пустили на съемку в обладминистрацию из-за отсутствия аккредитации. Вопрос, почему на мероприятие с награждения орденом известного волонтера пригласили только «1 + 1» и «5 канал»? Ответ на него так и не получили. Зато есть звонок от советника заместителя губернатора Бориса Брагинского с вполне понятным месседжем.
«Я могу ещё расценивать как давление звонок помощника заместителя губернатора мне на телефон, фактически с официальным устным заявлением, что съёмочную группу „34 телеканала“ не будут пускать на съёмки в обладминистрацию»,— сказала директор департамента информационного вещания «34 телеканала» Наталья Магда.
Внимание на такое заявление, честно говоря, почти не обратили. Однако вспомнили этот разговор, когда вдруг исчезли из эфира на 17 минут. Правда, после сигнал появился. В передающем центре объяснили — сбой сугубо технический. Мол, в одной из панелей перегорел предохранитель. Но уже через 3 часа сигнал исчез бесследно и в эфире, и в цифре на 46 часов.
Выяснять ситуацию сразу взялся наш технический директор. Проверка сигнала с эфирной аппаратной показала — все работает, как часы. Причина — именно в телебашне. Сразу позвонили туда. Сначала общались с главным инженером, затем вышли на директора Кирилла Данилова. Тот предложил нам связаться с заместителем губернатора Борисом Филатовым. Говорит, он лично контролирует вопрос нашего отключения.
Среда также началась для нас черным экраном. Мы снова пытались выяснить причины. После безрезультатных вызовов отправились в передающий центр, откуда раздается сигнал по всей области. На месте не оказалось не одного руководителя.
В передающий центр не впустили не только съемочную группу, но и технического директора. Хотя, доступ к передатчику должен быть обеспечен по договору. Причины отказа нам каждый раз объясняли по-разному, требуя то официальный запрос, то удостоверение, то копии трудовых книжек. Интересная деталь — пропускной режим на башне был изменен за день нашего отключения.
Сигнал нам восстановили в четверг в 15:20, через час после завершения большой пресс-конференции в Киеве. Только после этого пустили на телебашню. По официальной версии, причина отключения — техническая. Но в чем именно она заключается, нам до сих пор не известно. Вместо этого есть официальное письмо цифрового провайдера «Зеонбуд», в котором говорится, что отсутствие сигнала «34 телеканала» сопровождалось действиями работников Днепропетровского филиала концерна РРТ. Кстати, его руководитель, назначенный несколько месяцев назад — студенческий приятель губернатора Игоря Коломойского.
В результате в отключении «34 телеканала» Днепропетровский передающий центр обвинил сам «34 канал». Об этом сообщил в открытом письме. Кстати, письмо размещено не на сайте центра, а на интернет-странице облгосадминистрации. Что стало основанием для таких обвинений, пытались выяснить наши коллеги с канала «Украина» у директора передающего центра Кирилла Данилова. Тот опять лично общаться с журналистами отказался.
Гендиректор передающего центра Александр Пивнюк в Киеве предполагает, что его подчиненный написал письмо с целью защититься, поэтому его содержание — слишком эмоционально.
Пока мы выясняли ситуацию с отключением, представители обладминистрации не сдерживали себя в выражениях в наш адрес. На странице в «Facebook» заместителя губернатора Бориса Филатова почти сразу появилось сообщение, в котором чиновник, мягко говоря, не выбирает слова, и подтверждающее, что в обладминистрации внимательно следят за отключением нашего канала.
Заявление чиновника сразу получило широкий резонанс среди журналистов. Кстати, вопрос оскорбления в адрес журналистов со стороны чиновника высокого уровня до сих пор остается открытым.
То, что мы исчезли из эфира почти на двое суток обсуждали не только коллеги-журналисты, но и в Верховной Раде. Председатель комитета по вопросам свободы слова и информации Николай Томенко лично обратился к премьер-министру и генпрокурору с требованием быстрее вмешаться в конфликт.
Обеспокоены ситуацией и в независимом профсоюзе. Говорят, такие якобы стихийные технические неполадки вызывают немало подозрений. Юристы же уже рекомендуют телеканалу искать правды в суде.
Вопросом отключения канала уже занимаются представители ОБСЕ и европейской сети организаций, наблюдающих за выборами ENEMO. На встречах с ними мы заявили официальную позицию канала и медиагруппы: факт отключения считаем давлением и посягательством на свободу слова в Украине. Медиаэксперты уверены,— отключение телеканала в разгар предвыборной кампании, вряд ли является случайностью.
46 часов, который был отключен сигнал, команда «34-ки» продолжала работать в штатном режиме. Мы не изменили сетку вещания, и были готовы в любую минуту выйти в эфир. Работать несмотря ни на что каждому из нас помогала поддержка коллег и зрителей, которые звонили, писали, приходили.
За 20 лет своей истории «34 канал» из маленькой городской студии превратился в мощный медиаресурс региона. Сегодня наши зрители — 3 млн жителей Днепропетровской области.
«34-ка» первой среди региональных каналов начала в своих эфирах призывать к миру и переговорам. За последнее время мы провели несколько прямых эфиров на эту тему. Больше всего гордимся восьмичасовым марафоном на День города. Тогда услышали немало приятного в свой адрес. Наглое и безосновательное отключение канала с эфира стало шоком для нашей команды. И дело не только в нас самих. Получается, что такая же ситуация может сложиться с любым другим каналом. Просто потому, что он кому-то не нравится. И вот главный вопрос — кто понесет ответственность за то, что мы на 46 часов исчезли из эфира, до сих пор открыт. Если оставлять такие случаи безнаказанными, завтра без суда и следствия, может быть отключено любое СМИ Украины.

РЕКОМЕНДУЕМ