Как 34 телеканал во Львове бандеровцев искал

12.05.2014, 17:50
Как 34 телеканал во Львове бандеровцев искал - фото 1

Журналисты программы «В дороге. Дневник» обошли весь Львов

Сегодня часто говорят о личности Степана Бандеры. Им и его сторонниками, как Бабаем, пугают жителей восточных регионов. Журналисты программы «В дороге. Дневник» оправились во Львов, чтобы подтвердить или опровергнуть многочисленные мифы, а также выяснить, расстреливают ли на западе москалей и русскоговорящих.
Журналисты начали поиски бандеровцев с секретного места Львова «Криївки» — места, где собирались воины Украинской повстанческой армии, сохранившееся со времен ВОВ. Сегодня это место превратилось в ресторан, и его местонахождение так и не рассекречено — «Криївка» находится где-то на площади Рынок. Однако, не всем, кто смог найти ресторан, удается в него попасть — необходимо пройти проверку на «москальство». Съемочной группе 34 телеканала это удалось, и журналистов сразу же угостили медовухой — оказалось, что это еще одно испытание, пройти которое москалям не под силу.
В «Криївку» каждый год приезжают около 1 млн посетителей. Главная цель владельцев заведения — разрушение стереотипов о украинском освободительном движении и самих украинцах. Что же касается проверки москалей, сотрудники ресторана просто воплотили в жизнь представления, существующие в обществе. Чтобы люди посмотрели на себя со стороны и переосмыслили свое поведение.
По словам креативного директора ресторана Юрия Назарука, тема УПА до сих пор является камнем преткновения в Украине. Юрий уверен, что будущее страны зависит от каждого из нас, поэтому необходимо трезво рассуждать и различать темы, на которых происходит спекуляция.
Журналисты «В дороге. Дневник» убедились, что во Львове никто не запрещает говорить по-русски, а соответственно, миф о бандеровцах продолжает оставаться только мифом.
Историк Игорь Лилё отмечает, что даже в Украине мало кто может правильно выговорить фамилию Степана Бандеры, называя его «Бендерой».
«Те, кто говорит о том, что приедут бендеровцы и всех порежут, следует обращаться не к жителям Львова, а к молдованам, ведь город Бендеры находится именно там»,— шутит историк.
Также историк предупреждает, что для тех, кто думает стереотипами, находится во Львове действительно опасно — ведь по «бандеровскому» Львову без автомата и каски ходить практически невозможно. По словам Лилё, многие и вовсе считают, что ступив на Львовскую землю или приехав на вокзал, можно получить пулю в голову.
Игорь Лилё — не только историк, но и журналист, и автор эксклюзивных экскурсий по Львову. Его последнее достояние — маршрут, под кодовым названием «Для смелых русских».
«Сначала мы пытались бороться с анекдотами и ложной информацией, которую о нас рассказывали. Но потом поняли, что если пьянку нельзя остановить, то ее нужно возглавить и решили создать такую экскурсию. Если есть те 5–10% едущих во Львов, чтобы получить по морде, то нужно им в этом помочь, нужно пойти народу навстречу. Я считаю, что многих людей такая экскурсия заставит задуматься над собой»,— сказал Игорь Лилё.
Одна из точек экскурсии символическая — сам памятник украинскому националисту Степану Бандере. Памятник находится на ул. Степана Бандеры, которая, кстати, ранее называлась улицей Сталина. Памятник Бандере — обязательный пункт посещения типичных туристов и место отдыха львовян.
Возле памятника наши журналисты встретили днепропетровца Дмитрия, который пришел сфотографироваться с памятником человеку, которого считает героем. Такого же мнения придерживаются многие жители Львова. Почему же одни считают его героем, а другие так бояться? Разобраться в этом журналистам помогают историки.
Степан Бандера родился 1 января 1909 года на территории современной Ивано-Франковской области в семье греко-католического священника. Из-за того, что Бандера был украинцем, его не приняли в вуз, в связи с чем, этот человек и отправился в политическую борьбу. В 1927 году Степан Бандера попытался поступить в хозяйственную академии в Подебрадах, но польские власти не выдали ему загранпаспорт, поэтому он остался в родном селе Старый Угринов. В следующем году Степан стал студентом Львовского политехнического университета. И когда в 1929 году была создана организация украинских националистов (ОУН), Бандера вступил в нее одним из первых.
По словам кандидата исторических наук Александра Зайцева, национализм ОУН состоял не в либеральном понимании нации как совокупности свободных личностей, а в единой целостности, откуда и вытекает требование полного подчинения человека целям и интересам своей нации.
ОУН было немногочисленным до голодомора 1932–1933 годов, а по-настоящему популярной организация стала перед войной. ОУН обвиняют в сотрудничестве с немцами, из-за чего их часто и называют фашистами. Историки рассказывают, что для украинцев политика Сталина была едва ли не более разрушительной, нежели политика Гитлера. Впрочем, независимая Украина не входила в планы немцев, поэтому в июне 1941 года отношения между бандеровцами и немцами резко ухудшились. В результате, в конце 41 года начала формироваться и сама украинская повстанческая армия. В конце 1942 года ОУН со Степаном Бандерой приняли решение о переходе к вооруженной борьбе против обоих оккупантов Украины — большевистского Советского Союза и Нацисткой Германии. С 1943 года в связи с конфликтами с немцами и столкновениями с жителями Центральной и Восточной Украины начался и пересмотр идеологии организации украинских националистов. В программных документах идея демократического национализма появилась только в начале 1950 гг.
Степан Бандера с 1941 по 1944 находился в немецком концлагере. После освобождения украинский националист остался жить в Берлине, впоследствии обустроился в Мюнхене, а в октябре 1959 Степан Бандера погиб от рук агента КГБ.
«Мы должны понимать — связь бандеровцев с Бандерой — некий миф, так как Бандера по сути провел во Львове около 10 лет, и все бандеровское движение создавалось без него и использовало Бандеру как яркий символ, символ независимой Украины»,— считает историк Ярослав Грицак.
Сегодня же этим символом просто спекулируют, в результате чего получает противоборство двух мифов: героический миф УПА и миф о предателях-фашистах, боровшихся за чужие интересы и предававших свое государство. 

Смотрите программу «Дневник. В дороге» каждую субботу в 20:00 и воскресенье в 22:40, повторы — во вторник и среду в 9:30, в четверг в 17.00. 

Поділитися: