Ищи украинское в Европе: костюмы из Черновцов покоряют Францию и Италию

05 апреля, 19:29
ТДВ Трембіта - фото 1
ТДВ Трембіта

За последние 4 года почти 800 наших предприятий экспортируют свои товары за границу. Наиболее востребованы пищевые, аграрные и промышленные комплексы. В страны Европы наш регион поставляет именно промышленную группу товаров, в отличие от Черновицкой области.

Чем привлекают иностранных партнеров на Буковине? Ответы искала журналист 34 канала. Она только что вернулась из командировки и расскажет о черновицком предприятии, которое родилось в подвале, а сейчас торгует с ЕС, и о пошиве брендовой одежды, на которой не напишут: Made in Ukraine.

Костюмы для Европы

Будущие мужские костюмы, которые шьют в Черновцах, будут носить в Европе. Модели изысканных пиджаков и брюк известных на весь мир брендов рождаются именно в украинских цехах.

Здесь подворачивают, шьют и отпаривают. Черновицкое предприятие "Трембита" много лет работает на европейские компании. Современное оборудование, ткани и лекала из-за рубежа, а специалисты - "мейд ин Юкрейн".

"Здесь учили технологи, говорили, как правильно, сколько и что нужно по технологии на каждую ткань", - рассказывает сотрудница швейного производства Оксана Реус.

Через руки работниц за смену проходят до 200 изделий, а за год их изготавливают здесь более 500 тысяч. Заказов много, но на них не пишут: "сделано в Украине". И на это никто и не жалуется, говорят: главное - есть работа и стабильная зарплата.

"У нас постоянно новшества в моделях, поэтому мне нравится с этим работать", - рассказывает контролер швейного производства Наталья Самарина.

Директор Черновицкой фабрики Стелла Станкевич без преувеличений называет "Трембиту" лучшим предприятием на территории страны. Хотя 30 лет назад здесь выживали в прямом смысле слова - выдержали дефолт и падение гривны.

"Работали в две смены где-то на 2 тысяч человек, и надо было их обеспечить работой. И, вы знаете, каждый держался, дорожил рабочим местом", - вспоминает она.

Сейчас "Трембита" - лидер в области легкой промышленности страны.

"Различные бренды мы шьем: для Англии, Франции, Америки, Японии, Италиии, Германии... 20 тысяч пиджаков и костюмов в месяц мы поставляем только во Францию", - рассказывает Стелла Станкевич.

Противопожарная сигнализация для президента

Соседнее с "Трембитой" черновицкое предприятие "Артон" специализируется на изготовлении средств противопожарной сигнализации.

"Каждый прибор состоит из множества блоков. Наш прибор построен таким образом, что он собирается, как конструктор, под любой объект", - говорит заместитель главного конструктора предприятия по изготовлению противопожарной техники Юрий Киселев.

Техникой предприятия оснащены вокзалы, гидроэлектростанции, банки, музеи, рестораны. Есть она в Управлении СБУ и даже в администрации президента - говорит основатель "Артона" Игорь Мисевич. А 20 лет назад на такое и не надеялись, начинали в обычном гараже.

"Сначала - гараж. Затем - аренда 96-ти квадратных метров площади, и это уже было несколько сотрудников. Через 5 лет я уже купил это помещение. И сегодня нас оценил французский аудитор, приравнял производство предприятия "Артон" к производству известных мировых брендов", - отмечает он.

Производили средства безопасности, а затем расширили профиль и вышли на европейские рынки. Сейчас предприятие продает свою продукцию в 35 стран мира. Крупнейшими заказчиками являются Великобритания, Голландия, Германия и Бразилия, а также страны СНГ. Хотя в 2014 году, из-за конфликта с Россией, предприятие потеряло значительную часть экспортного рынка.

"2013-2014 гг. - это беда такая была, понимаете? Думали, ну, как же предприятие будет работать, существовать, развиваться? Сейчас я, например, смело могу сказать: поставляя продукцию одной только Европе, мы абсолютно нормально, спокойно можем себя чувствовать", - рассказывает Игорь Мисевич.

Рынок Европы - это высокие стандарты, и не все отечественные производители могут им соответствовать, говорят экономисты. Сложнее всего малому и среднему бизнесу. Поэтому европейские партнеры вводят различные программы поддержки. "Горизонт 2020" - среди них. Это направление нанотехнологий и передовых промышленных производств охотно финансируют в ЕС.

"В Черновцах есть попытки подачи проектов на эту программу, но успешных пока нет. Но так или иначе посчитано уже неоднократно, что украинские предприятия и учреждения получили из европейского бюджета по этой программе значительно больше, чем мы вкладываем туда", - констатирует руководитель программы "Горизонт 2020" Юрий Халавка.

Пока в программе "Горизонт 2020" приняли участие только столичные компании. Однако знать о еще одной финансовой возможности представителям бизнеса не помешает. Это условия современного промышленного рынка, говорит пресс-атташе представительства ЕС.

"Многие предприятия имеют хорошее руководство, менеджмент, идею, и поэтому они выживут. Это отчасти такой тест на способность малого и среднего бизнеса выживать в сложных условиях. И тот, кто выживает, будет только сильнее", - отмечает пресс-атташе ЕС в Украине Давид Стулик.

"Переориентация с постсоветского рынка на европейский - это тест на способность выживать, - добавляет дипломат. - Но путь, который проходит Украина, успешно преодолели и другие страны, поэтому важно не останавливаться".

Татьяна Заец

РЕКОМЕНДУЕМ