Днепропетровский метрополитен: судьба печального долгостроя нашего города

15.08.2015, 11:00
Днепропетровский метрополитен: судьба печального долгостроя нашего города  - фото 1

Стройку возобновили при Вилкуле

Днепропетровский метрополитен - едва ли не самый печально известный долгострой нашего города. Все возможности для того, чтобы его достроить есть. И прежде всего, возможности. финансовые - кредит европейцы нам предоставили еще несколько лет назад!

Стройку возобновили при Вилкуле

Строительство метрополитена в Днепропетровске было начало в 1982 году, и к 1995 году открыли свои двери пассажирам первые шесть станций, от «Коммунаровской» до «Вокзальной». Был и повод для гордости: пусть наше метро и самое короткое в Европе, зато - первое и единственное, построенное уже в постсоветской, независимой Украине. И пусть это не совсем так – основные работы были сделаны до 1991 года, но главное – что метро появилось.

К первым шести станциям по проекту должны были присоединиться и еще несколько, чтобы - по проекту - метро пошло дальше, через весь центр города Но проект проектом, на деле же днепропетровский метрострой встал, встал на долгих 15 лет. Несмотря на все обещания, 26 июля 2009 года было объявлено о полной заморозке строительства городской «подземки».

Ситуация изменилась только после того, как губернатором Днепропетровщины в 2010 году стал Александр Вилкул.

Наряду с другими масштабными проектами развития города и региона, и строительство метро удалось сдвинуть с мертвой точки.

Будучи губернатором, а затем и вице-премьером, Александр Вилкул подготовил проект, согласно которому предусматривалось к существующим 7 километрам метро достроить еще 4 километра – это три новые станции, которые будут пролегать под проспектом Карла Маркса. А сам проспект, вот уже 15 лет изуродованный стройплощадками, после окончания строительства должен был бы стать одной из самых красивых центральных улиц страны. Плюс реальное увеличение пассажиропотока «подземки» (почти в 10 раз) с нынешних скромных 11 миллионов до 106 млн пассажиров в год.

В конце 2010 года Вилкул сумел убедить и Киев в необходимости достройки метро в нашем городе - из бюджета страны было поручено выделить Днепропетровску 250 миллионов гривен.

А 28 февраля 2011 года дело окончательно пошло вперед - стройка была официально возобновлена. Были проведены взрывные работы, необходимые для дальнейшей прокладки тоннеля, и самосвалы начали отгружать породу. Были пройдены первые 71 метра перегонных тоннелей и установлено 71 кольцо чугунной обделки. Такими темпами уже в первом полугодии 2014 года предполагалось, что будет открыта станция «Театральная».

Евроинтеграция на деле

Благодаря системной работе, проведенной Александром Вилкулом, удалось добиться и того, чтобы проектом по строительству метро в Днепропетровске заинтересовались европейские партнеры. Были проведены переговоры с двумя крупнейшими банками - Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). И международные финансисты сказали Украине и Днепропетровску: «Да!»

По расчетам европейской компании «SGS Austria» (разработавшей полное технико-экономическое обоснование проекта достройки метро), предварительная ориентировочная стоимость достройки 4 км и 3-х станций Днепропетровского метрополитена составляла 367 млн. евро. 304 миллионов кредитных средств согласились предоставить ЕБРР и ЕИБ (по 152 млн каждый банк), остальные средства предполагалось привлечь со стороны Украины - из госбюджета.

Условия кредита были уникально выгодными. Кредит европейцы предоставили сроком на 15 лет с отсрочкой выплаты тела кредита на 4 года. И, более того, учитывая высокую коммерческую привлекательность проекта по строительству метро в Днепропетровске процентная ставка в 1,5% годовых оказалась самой низкой при кредитовании инфраструктурных объектов на территории стран СНГ! И самое главное – кредит брал не город, а страна. Это означает, что тело кредита будет возвращаться из госбюджета, а не городского.

А уже в марте 2013 года начался предварительный отбор среди компаний-участников тендера. Причем, и здесь мир продемонстрировал готовность работать с нашей страной: среди 16 компаний из десяти стран, заинтересовавшихся днепропетровским метро, были не только компании из СНГ, но и итальянские, португальские, австрийские, чешские, корейские и китайские.

После первого, предварительного, этапа тендера должны были состояться торги, а завершение же всех тендерных процедур предполагалось на начало 2014 года. Оставалось только выполнить обязательства перед кредиторами. После этого должны были стартовать масштабные строительные работы.

И, стартуй они, как и предполагалось по первоначальному графику, три новые станции днепропетровского метро возникли бы на карте города уже совсем скоро, в 2016-м.

Но после смены власти были заморожены абсолютно все проекты. В частности, и строительство метро.

За год так и не была завершена передача метрополитена из государственной в коммунальную собственность, - а это было одно из основных условий предоставления ЕБРР кредита. Хотя соответствующее решение городским советом принято было еще давно.

А учитывая нерешенные вопросы по земельным площадкам, проведение всей технической инвентаризации, регистрация собственности, вынесение этих вопросов на Кабмин, сейчас, по оценкам экспертов, процесс передачи метрополитена в коммунальную собственность может продлиться еще ориентировочно... год!..

Кроме того, облгосадминистрация до сих пор не передала необходимые для начала строительства метро документы в Кабмин.

А если учесть, что все расчеты по проекту делались еще в 2013 году, - регламентные сроки утверждения документации практически сорваны. Следовательно, откорректированная документация может быть расценена как неактуальная, и ее тоже придется переделывать. А значит - опять терять время и опять откладывать начало строительства.

Один из потенциальных участников тендера сообщил, что причина остановки тендера проста. Один из бывших руководителей области требует ни много ни мало — 10% от стоимости тендера. Т.е. цена вопроса в 35 млн евро. И пока эти деньги не будут переданы, тендер проводиться не будет.

Эта информация начала активно обсуждаться в инвестиционных кругах в Киеве. И уже существует реальная угроза того, что сам кредит может быть отозван международными банками. Это означает, что еще лет на двадцать будет отложено решение транспортной проблемы в Днепропетровске, а Украина получит колоссальный имиджевый удар.

РЕКОМЕНДУЕМ