Будет ли ЕС предоставлять помощь после подписания соглашения об Ассоциации, если практически не делал этого ранее?

18.06.2014, 16:20
Будет ли ЕС предоставлять помощь после подписания соглашения об Ассоциации, если практически не делал этого ранее? - фото 1

Опровержение мифа

Упадок целых отраслей экономики не единственный миф, которым пугают украинцев. Программа «Постскриптум» взялась проверить другие утверждения не в пользу Ассоциации с ЕС и развеять мифы об евроинтеграции. О выводах читайте на сайте 34.ua в разделе «15 мифов об Ассоциации». Там же смотрите полные версии интервью экспертов.

Мы продолжаем рассматривать более подробно двенадцатый миф - «ЕС не предоставлял Украине большой помощи в прошлом и не готов предоставлять ее в будущем».

Опровержение мифа:

После того, как Украина обрела независимость, ЕС выделил стране более 3,3 миллиарда евро безвозвратных средств (техническая помощь, поставки, работы и гранты). Кроме того, Евросоюз выделил более 3 миллиардов евро кредитов (это включает в себя макроэкономическую поддержку и кредиты на выполнение конкретных проектов от Европейского Инвестиционного Банка).

Евросоюз готов предоставить Украине следующую ​​помощь:

1 . Макрофинансовая помощь (кредиты)

Было согласовано предоставление кредита в размере 610 млн. евро (825 млн. дол.). В начале 2013 года между ЕС и Украиной был подписан Меморандум о взаимопонимании. Он предусматривает предоставление Украине средств путем трех траншей – при условии выполнения страной необходимых макроэкономических и структурных условий. Заключение рабочего соглашения с МВФ является условием для получения Украиной всех трех траншей, включая первый – в размере 100 млн. евро. Выделение второго (260 млн. евро) и третьего (250 млн. евро) траншей также зависит от структурных реформ, касающихся, в частности, улучшения управления в сфере государственных финансов и налогообложения, а также реформ в энергетическом и финансовом секторах.

Минимальный интервал между выделением траншей составляет три месяца. Это означает, что в лучшем случае (в частности, в случае одобрения новой программы МВФ в начале января 2014 года и соблюдения всех требований, указанных в Меморандуме о взаимопонимании) ЕС сможет предоставить Украине первый транш помощи уже в конце января-начале февраля. Второй транш Украина смогла бы получить в конце апреля-начале мая. На получение последнего, третьего, транша Киев мог бы рассчитывать в конце июля-начале августа.

2 . Уменьшение ввозных пошлин

ЕС уменьшит таможенные тарифы на свой ​​импорт – в большинстве случаев сведет их к нулю. Благодаря этому, с начала имплементации ГВЗСТ украинские экспортеры смогут экономить около 490 млн. евро в год.

Тарифы будут устраняться асимметрично – в пользу экспортеров из Украины. ЕС отменит свои тарифы раньше, чем это сделает Украина. Таким образом, большинство тарифов со стороны ЕС будут либерализированы в первые годы после вступления в силу Соглашения об ассоциации; Украина, в свою очередь, должна будет либерализировать свои тарифы в переходный период – позже Евросоюза. Переходный период до полной либерализации тарифов для ЕС составляет 7 лет. Для Украины он достигает десяти лет (в автомобильном секторе – пятнадцати лет).

3 . Поддержка со стороны Европейского Инвестиционного Банка

В последние годы кредитование Украины со стороны Европейского Инвестиционного Банка постепенно возрастало; в 2012 году оно достигло 634 млн. евро. Нынешнее положение вещей предполагает сохранение кредитования на таком же уровне, или же его увеличение в последующие годы.

4 . Поддержка со стороны Инструмента европейского соседства

Как только Соглашение об ассоциации будет подписано, для Украины заработает базовая годовая национальная программа с доступным финансированием в размере 120 млн. евро. Также в рамках принципа «больше за больше» ("more-for-more") Украина может получать 40-50 млн. евро в год – при условии достижения прогресса в демократических преобразованиях (это условие является краеугольным камнем этого принципа). Кроме того, Киев может рассчитывать на дополнительные 20 млн. евро из Инвестиционного инструмента соседства. В свою очередь, получение средств от Инструмента откроет возможность для привлечения больших дополнительных инвестиций от международных финансовых институтов (обычно в пропорции 8:1 или 10:1).

Более того, Украина сможет получать пользу от участия в региональных программах (в частности, касающихся ядерной безопасности и трансграничного сотрудничества).

Поделиться: